Рассмотрим подробнее, как можно помочь ребёнку выбраться из мотивационной ямы и различить лень от отсутствия мотивации.
Когда «лень» всем
В учебном году существуют периоды, когда многие дети, а также подростки, сталкиваются с особенными трудностями и потерей мотивации. Давайте рассмотрим некоторые из них:
1. Октябрь: После каникул
Летние каникулы закончились, и дети возвращаются в школу. Интерес к школьной учебе, который может быть высоким в начале года, постепенно угасает. Друзья становятся обыденностью, и впереди уже контрольные и домашние задания. Как сохранить интерес к учебе, когда на улице дождливая погода, а воспоминания о лете наполняют сердце детей грустью?
2. Конец зимы: Усталость и болезни
В конце зимы дети и подростки могут испытывать усталость от учёбы. Кроме того, сезонные заболевания, такие как ОРВИ, могут стать дополнительной причиной снижения мотивации. Недостаток солнечных дней и витамина D также могут влиять на общее настроение и желание учиться.
3. Май: Конец учебного года
В мае близится конец учебного года, и у детей возникают смешанные чувства. Они ждут освобождения от школы, но перед этим стоит выполнить сложные годовые контрольные работы. Собраться с силами и завершить учебный год на позитивной ноте может быть вызовом.
Все эти периоды характеризуются спадами мотивации у детей. Однако важно помнить, что такие временные колебания не исключают индивидуальных случаев полной потери мотивации.
Когда «лень» одному
У младших школьников лень обычно не возникает без конкретных причин. Психологи выделяют несколько распространенных факторов, которые могут способствовать лени:
1. Недостаток мотивации
Дети могут испытывать лень, когда им не хватает мотивации для выполнения учебных задач. Важно понять, что может быть источником мотивации для конкретного ребёнка и какие цели он хочет достичь.
2. Неуверенность в себе
Некоторые дети могут сомневаться в своих способностях и поэтому откладывать задачи. Работа над уверенностью в себе может помочь им преодолеть этот барьер.
3. Физическое и психологическое переутомление
Интенсивное расписание занятий и внеклассных активностей может привести к физическому и психологическому переутомлению, что также может проявляться как лень. Важно обеспечивать детей адекватным отдыхом.
4. Гиперопека
Слишком жесткие требования со стороны родителей или учителей, а также чрезмерная забота могут лишить детей мотивации. Родители должны поощрять независимость и инициативу детей.
Понимание и выявление истинных причин лени важно для того, чтобы помочь ребёнку восстановить мотивацию и интерес к учебе.
Факторы, способствующие недостатку мотивации:
-
Нездоровая конкуренция и буллинг: Конкуренция в классе, особенно если она нерегулируема или приводит к изоляции и моббингу, может уменьшить мотивацию ученика. Важно создавать в классе поддерживающую и дружелюбную атмосферу, где каждый ребёнок чувствует себя ценным членом сообщества.
-
Перегрузка и слишком высокие ожидания: Слишком много учебы и внеклассных активностей могут привести к физическому и психологическому переутомлению. Сбалансированный график и разумные ожидания с учётом возможностей ребёнка могут смягчить этот фактор.
-
Гиперопека и недоверие к способностям ребёнка: Если родители слишком контролируют каждый шаг ребёнка, это может лишить его инициативы и желания достигать своих целей. Дети должны иметь возможность самостоятельно ставить перед собой задачи и добиваться их.
Развитие мотивации:
Внутренняя мотивация:
Внутренняя мотивация — это то, что мотивирует ребёнка изнутри. Она основана на его личных интересах, желаниях и ценностях. Важно создать условия, которые позволят этой мотивации расцвести:
-
Освобождение времени: Дети должны иметь возможность выбирать, чем заниматься после школы. Время для отдыха и погружения в увлекательные хобби может поддержать внутреннюю мотивацию.
-
Спрячьте "кнут": Страх наказания может заставить ребёнка подчиняться, но это не способствует настоящей мотивации. Лучше использовать поощрения, а не наказания, чтобы вдохновить его на достижение целей.
-
Предложите помощь: Помощь ребёнку в понимании и выполнении задач может поддержать его интерес к учебе. Репетиторство или дополнительные занятия могут быть полезными.
Внешняя мотивация:
Внешняя мотивация, основанная на внешних наградах или поощрениях, может иногда использоваться, но следует остерегаться чрезмерного использования этого метода:
-
Переключение внимания: Совместные мероприятия, такие как походы в театр или прогулки, могут сделать обучение более интересным. Это может быть способом стимулирования интереса ученика.
-
Уберите кошелёк: Не стоит поощрять детей материально за хорошие оценки. Это может сосредотачивать их на наградах, а не на учёбе как таковой.
Итак, понимание и поддержка в развитии мотивации у детей важны для их успеха в учебе и жизни. Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и методы мотивации могут различаться в зависимости от его потребностей и интересов.